Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Минфин предложил перевести в рубли расчеты для гражданской авиации, в том числе и в рамках выплат по лизингу самолетов. С таким предложением министерство обратилось в правительство в октябре 2019-го, рассказали РБК федеральный чиновник и источник в одном из профильных ведомств. Решение по данному вопросу пока не принято, уточнил РБК один из собеседников.

Инициатива Минфина последовала после заседания межведомственной комиссии Совбеза по безопасности в экономической и социальной сфере, уточнил один из собеседников РБК. Представитель Совбеза перенаправил запрос РБК в правительство. В пресс-службах правительства и Минфина отказались от комментариев. РБК направил запрос в Минтранс.

Зачем нужен перевод долларов в рубли

Минфин руководствуется «соображениями экономической безопасности страны», поясняет позицию министерства источник РБК в одном из профильных ведомств. «Если платежи проходят в рублях, то есть финансовая система США не задействована, такие расчеты защитят от возможной потери денежных средств (Минфин США может заблокировать расчеты в долларах), снижают риски непрохождения платежей и ввода санкций против российских юр- и физлиц», — говорит собеседник РБК.

В случае невозможности перевода в рубли платежей за лизинг иностранных самолетов Минфин для таких расчетов допускает оплату в евро, уточняет собеседник РБК. Но если самолет был произведен в России, то проведение лизинговых платежей возможно только в рублях. Также предлагается переводить в рубли аэропортовые тарифы и сборы за аэропортовое обслуживание для иностранных авиакомпаний (в России российские авиакомпании расплачиваются с аэропортами в рублях).

www.adv.rbc.ru

 

Кроме того, рассматривается вопрос по изменению валюты роялти — платежей для иностранных авиакомпаний за использование воздушного пространства России, говорит источник РБК. «Аэрофлот» получает такие компенсационные сборы за полеты по транссибирскому, трансполярному и трансазиатскому маршрутам, они составляют около $600–800 млн в год.

Россия активизировала кампанию по дедолларизации экономики и торговли в 2018 году. Инициатива была запущена в связи с возможным расширением американских санкций на российский госдолг и долларовые операции госбанков. В конце ноября 2019 года Минэкономразвития поставило цель увеличить долю рублевых расчетов во внешней торговле России с 20% до 30% к 2024 году. Тогда экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Софья Донец отмечала, что такое увеличение доли рубля во внешней торговле — «слишком амбициозная задача для текущих реалий», но там, «где есть политическая воля, ситуация может развиваться гораздо быстрее, чем предполагают экономисты».

Как это скажется на авиаотрасли

«Стратегия сокращения доли доллара во внешней торговле и прочих расчетах реализуется последовательно, хотя и требует от правительства существенных усилий. Темпы ее реализации будут ускоряться в связи с последовательным ужесточением санкций США», — говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, с одной стороны, изменение валюты в лизинговых платежах при поддержке государства может снизить валютные риски авиакомпании из-за возможной девальвации рубля, однако непонятны инструменты и механизмы такой поддержки. «В реализации это пока больше похоже на попытку перевести самолеты в российский реестр, которая провалилась из-за неучета интересов лизинговых компаний», — подчеркивает Бурмистров.

Инициатива может быть реализована в случае, если переводить расчеты из валюты в рубли по курсу на дату выплаты, говорит РБК источник в одной из лизинговых компаний. «Если финансирование переводить в рубли, то проблематично. Так как, во-первых, иностранные лизингодатели этого не сделают, во-вторых, увеличится абсолютный размер лизингового платежа, так как проценты по рублю выше, чем по валюте», — говорит он. РБК направил запросы в лизинговые подразделения Сбербанка, ВЭБа и ВТБ.

Для перевозчиков изменение валюты лизинговых платежей приведет к ухудшению их конкурентоспособности, считает сотрудник одной из крупнейших авиакомпаний. «При выборе флота перевозчики будут вынуждены ориентироваться на отечественный лизинг, ведь никто из иностранных лизинговых компаний на такое не пойдет. Ставки отечественных лизинговых компаний зачастую выше ставок западных, что в итоге повлияет на доходность бизнеса авиакомпаний», — говорит собеседник РБК. Представители S7, Utair и «Аэрофлота» отказались от комментариев.

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Авторы:
Мария Кокорева, Петр Канаев

Минфин предложил авиакомпаниям отказаться от расчетов в долларах : Источник